Как лучше вести бюджет в Дзен-мани?
Последнее изменение:
Все планируемые операции, что вы создаёте, автоматически учитываются в бюджете. Дзен-мани рассчитывает на планируемые доходы, чтобы их хватило на все планируемые расходы. Можно ограничиться планированием основных доходов и расходов, занеся их в планируемые операции - этого достаточно для того, чтобы Дзен-мани начал подсказывать вам об уровне бюджета.
Прошедшие по срокам планируемые операции нужно скрывать в том случае, если факт прошёл, но не в нужную дату, например, и планируемая осталась висеть. В таком случае скрываем планируемую операцию, чтобы в бюджете она отметилась как выполненная и не висела в напоминаниях. А вот если в этом месяце не понадобилась (не было такого расхода/дохода), то планируемую нужно удалять, чтобы она не оставалась в плане бюджета.
При желании не распределённый остаток бюджета вы можно распределить на сайте веб-версии в разделе Бюджет. Это позволит вам определить точные суммы денег, которые нужно обязательно отложить, и какой суммой вы готовы ограничить себя на развлечения и прочие расходы. На этой странице можно распределить бюджет по общим направлениям расходов - в рамках родительских категорий. Бюджета по подкатегориям не будет. Почему - причины ниже.
Как вести бюджет в Дзен-мани легко и просто
Составление бюджета для тех, кто учитывает молоко и сыр в подкатегориях и кому недостаточно двух уровней категорий - категории используются для того, чтобы уменьшить детализацию общей картины трат. Если у вас сотни операций в месяц, то при взгляде на эти операции очень сложно понять, на что же вы все-таки потратили деньги. У большинства пользователей Дзен-мани 16-18 категорий. Ниже два метода составления бюджета, которые позволяют обойтись тремя категориями.
1. 50/20/30 The Balanced Money Formula
Источник (на английском):
- http://www.getrichslowly.org/images/GRS/BMF-handout.pdf,
- https://learnvest.com/article/your-ultimate-budget-guideline-the-502030-rule
В этом методе все расходы делятся на три категории: Обязательные (Надо), Сбережения, Нерегулярные (Хочу).
Обязательные (Надо) - 50% от дохода - это коммунальные, аренда, проезд, медицина, продукты, базовые шмотки. Это расходы, которые почти не меняются из месяца в месяц. Сумму обязательных платежей можно считать вашим прожиточным минимумом.
Сбережения - 20% от дохода - финансовая подушка, накопления на пенсию, учебу детей, погашение кредитов.
Нерегулярные (Хочу) - кино, рестораны, одежда, которую можно было бы и не покупать, книги, спорт, поездки.
Алгоритм работы с таким бюджетом очень простой: как только вы получили деньги, 20% дохода сразу уходят в сбережения. Оставшиеся деньги вы начинаете тратить, раскидывая на две категории: Хочу и Надо. Через месяц вы получите точную сумму, сколько Надо. Она может оказаться больше, чем 50%. Тогда ваши Хочу будут рассчитываться так: 100% - 20% (сбережения) - ХХ% (надо). Если же обязательные расходы будут меньше, чем 50%, то увеличьте процент на сбережения.
2. Метод 4 конвертов Макса Крайнова
https://www.kraynov.com/2008/06/23/4-envelopes-2_0/
Месяц достаточно длинный период для контроля, поэтому в качестве базового периода в "четырех конвертах" берется неделя. Рассчитываете сумму, которую вы можете потратить за неделю, и стараетесь в нее вписаться.
Чтобы составить бюджет, считаете сумму дохода за месяц и делите ее на 4 части:
- Сбережения - 10%. Сразу откладываете их.
- Обязательные расходы - выплаты по кредитам, коммунальные, интернет и другие постоянные счета.
- Социальные траты - дни рождения, подарки, встречи с друзьями и т.д.
- Остальную часть, вы делите на 4.3 (потому что в месяце больше 4 недель) и эта сумма является размером вашего еженедельного конверта.
Если вы потратили меньше, чем было в конверте за неделю, то оставшееся переходит в конвертик на следующую неделю. Если остается в конце месяца, то перекладываете в Сбережения. Если же вы потратили больше, чем было в конверте, то залезаете в конверт на следующую неделю, и на следующую неделю денег у вас остается уже меньше.
Как расширить список категорий в бюджете?
Если созданная вами категория не отображается в бюджете, вам нужно добавить её в расчёт бюджета. Сделать это можно как в приложении, так и на сайте веб-версии.
В приложении в разделе Бюджет нужно нажать на кнопку ИЗМЕНИТЬ. Там вы сможете настроить видимость и лимиты по каждой категории.
На сайте веб-версии в разделе Бюджет кнопка настройки видимости категорий отображается под списком категорий бюджета в конце.
Как изменить начало месяца?
Для простоты учёта, месяц в бюджете Дзен-мани привязан к календарному месяцу.
Если вам приходит зарплата в середине месяца, нужно создать ежемесячную планируемую операцию дохода, чтобы Дзен-мани знал о поступлениях и планировал бюджет на следующий календарный месяц с их учётом.
По факту, зарплата, пришедшая 15 числа, распределяется на вторую половину текущего месяца и первую половину следующего, до очередного поступления зарплаты. Поэтому, когда вы выставляете лимит на месяц в бюджете, вы устанавливаете его на половину одной зарплаты и половину следующей. Для учёта бюджета в большинстве случаев это не играет большой роли.
Сложнее, если у вас рваный график поступления доходов. В этом случае их может быть сложно прогнозировать. Для таких случаев можно использовать виджеты расчёта доступных лимитов в мобильных приложениях.